1936

Инженер А. С. Кирилин предлагает провести параллельно существующей трамвайной линии на проспекте Павлина Виноградова(Троицком), вторую — по Петроградскому проспекту(Ломоносова), а по поперечным улицам запланировать движение троллейбуса.

«Мои предложения сводятся к следующему: трамвайный путь на проспекте Павлина-Виноградова оставить, проложить вторую параллельную магистраль по Петроградскому проспекту и установить троллейбусные линии для сообщения в поперечном направлении.

Новый мост через реку Кузнечиху будет иметь большое значение в улучшении передвижения населения города. Возрастет число поездок, особенно в районы, связанные с центром города. По данным «Комдортранстроя» и его предварительым подсчетам, которые я произвел, число поездок на одного жителя к концу 1940 года будет примерно составлять 220-230. При таком росте движения по ныне существующей трамвайной магистрали не представляется возможным перевезти всех пассажиров.

Встает вопрос о необходимости прокладки второй параллельной трамвайной магистрали с тем, чтобы разгрузить существующий трамвайный путь и создать ряд удобств для населения города. Я целиком поддерживаю точку зрения т.Попова — Печер. Именно трамвайные пути должны пройти по пр. Павлика Виноградова и Петроградскому. При переходах до остановок трамвая такое расположение путей даст больше экономии времени. Кроме того, трамвайный путь по Петроградскому проспекту в дальнейшем должен явиться скоростной магистралью, связывающей отдельные районы города.

Основые трамвайные магистрали должны иметь связь с железнодорожным вокзалом, который необходимо выстроить на правом берегу. Для удобства передвижения населения в черте города необходимо установить сообщение не только в продольном направлении, но и в поперечном. При этом наиболее рациональным является троллейбус. Он обладает хорошей маневренностью, не требует прокладки трамвайных линий и эксплуатационные расходы по сравнению с автобусом ниже.»

1941

Начинается война и рушит все планы. Троллейбус ещё не скоро появится на улицах города.

1973

Ведется реконструкция Энгельса(Воскресенской), строятся новые дома. Газеты пишут о подготовке к запуску троллейбуса.

1974

14 октября движение открыто.

Маршрут №1 соединяет железнодорожный вокзал с Предмостной площадью и проходит через улицы Энгельса, Тимме и Гагарина. На линии работают пять машин.

Перекресток улицы Тимме и Энгельса, 1975 год Перекресток ул.Энгельса — ул. Тимме, 1975 год. Фото: pastar.ru

«К традиционным видам транспорта нашего города — трамваю, автобусу, такси, речному «трамваю» прибавился еще один — комфортабельный, экономичный, современный вид — троллейбус.

В минувший понедельник, торопившиеся на работу архангелогородцы были приятно удивлены — на линию Железнодорожный вокзал — ул. Гагарина вышел рейсовый троллебус. Первую машину в 5 часов 51 минуту по московскому времени вывел из депо Ю.Н. Суханов. Он мягко остановил тяжелый троллейбус у новых указателей с буквой «Т» и терпеливо ждал, пока горожане, ождидавшие по привычке автобус, разместятся в просторном салоне.

Готовились к этому дню в депо тщательно. Все было проверно и перепроверно загодя, но тем не менее водители стали подходить задолго до назначенного времени. Проверены и опробованы машины, подстанция, контактные сети. Зарекомендовавшие себя лучшими на отладке машин водители Н.К. Коптяев, В.О. Винокуров и другие занимают свои места за рулем, и шесть машин, соблюдая график выходят на линию.

Сразу после первых рейсов мы поинтересовались мнением северян о троллейбусе.

Медицинский работник А. А. Богданова сказала: «Очень хорошо, что открылся новый вид транспорта. Я живу в привокзальном районе и ездила на работу на автобусе десятого маршрута. Ходит редко, да и тесно в нем утром, народу много. А сейчас в троллейбусе так удобно!».

Учащиеся ГПТУ-31, который находится в поселке Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината, Аня Давыдова и Тамара Ершова тоже довольны: «Троллейбусом хоть и с пересадкой, но все равно удобнее ездить, меньше вероятности опоздать на учебу».

Шесть километров первого первого троллейбусного маршрута — начало нового вида транспорта. Со временем по городу протянутся другие маршруты — на Варавино, в аэропорт, Соломбалу.

К развитию троллебусного движения депо готово — выучены водители, ждут своего часа восемнадцать троллейбусов.»

1976

Появилась троллейбусная линия до магазина «Богатырь» (перекрёсток Энгельса и Обводного канала). В тот же год ее продлили до Петровского парка.

Заработали маршрут №2 и маршрут №3.

Улица Энгельса рядом с Обводным каналом Улица Энгельса рядом с Обводным каналом. Фото: pastar.ru

1979

Построена линия от Петровского парка до Морского-речного вокзала на которой стал работать маршрут №2. Позже контактная сеть будет продлена и машины пойдут до Смольного Буяна.

1982

Разработан и выполняется проект по строительству линий в Соломбале и Майской горке. Линия появилась на улицах Советская, Терёхина и Адмирала Кузнецова и маршрут №1 продлён в Соломбалу.

1983

Построена линия на Обводном канале и части Московского проспекта
(от моста до улицы Павла Усова).

Введены маршрут №4 «Железнодорожный вокзал — Петровский парк» и маршрут №5 «Усть-Двинская — ул.Павла Усова».

1984

Архангельск отмечает своё 400-летие. На троллейбусы наносят праздничную символику.

Улица Энгельса, 99 Улица Энгельса, 99. Фото: pastar.ru

1985

На 5 маршрутах работают 39 машин. Общая протяженность сети более 40 километров.

1986

В апреле заработал маршрут №6 «Железнодорожный вокзал — Павла Усова».

1987

Построена троллейбусная линия по Маймаксанскому шоссе до Гидролизного завода. На линии работает маршрут №1.

1987

Введен маршрут №5а «Железнодорожный вокзал — Усть-Двинская». Троллейбусы двигаются по улице Энгельса, Обводному каналу, улице Гагарина и по линии в Соломбале.

1992

Маршрут №1 продлен в Маймаксу до порта Экономия. Это самый длинный троллейбусный маршрут в городе.

1992

Достроена линия на Московском проспекте. Маршрут №5 и маршрут №6 следуют до улицы Галушина.

1994

Из-за убыточности, закрыты маршрут №2 и маршрут №5а. Контактная сеть по пути «двойки» на участке «площадь Профсоюзов — улица Смольный Буян» снята.

Троллейбус должен был дойти до аэропорта и в район Варавино, но линии туда так и построили.

1995

Отменён маршрут №4 и маршрут №6. Позже, они несколько раз вводились и отменялись. Маршрут №6 работал также в 2005-2006 годах.

1998

Введен маршрут №1к. Он соединяет Железнодорожный вокзал и Гидролизный завод. Из-за ремонта Обводного канала отменен маршрут №5, поэтому маршрут №3 проден до Усть-Двинской. Осенью «пятёрка» снова заработала, а «тройка» продолжила ходить по удлиненному маршруту.

2002

Из-за плохого состояния дорожного полотна на Кузнеческом мосту прекращено трамвайное и троллейбусное движение в Соломбалу. Маршрут №5 ходит до Предмостной площади.

2006

Из-за ремонта Обводного канала прекращено движение маршрута №5. Взамен введен маршрут №5а и троллебусы следуют до железнодорожного вокзала.

2009

Из-за финансовых трудностей, 21 сентября троллейбусное движение прекращается.

2007

1 декабря движение возобновлено. Оно осуществляется по маршруту №3у от Предмостной площади до магазина «Богатырь». С 25 декабря 2007 года троллейбусы идут до Петровского парка.

2008

11 апреля троллейбусное движение в Архангельсе окончательно закрыто.

При строительных работах повреждены электрические кабели подстанций и дальнейшая работа троллейбусов стала невозможной. Вскоре, более новые машины будут отправлены в Нижний Новгород, а старые пустят на металлолом.

В настоящее время контактная сеть полностью утрачена, на месте депо построен торговый центр. В Архангельске троллейбус работал 34 года.